Томский беспилотник: и по снегу, и в мороз

Разработка альянса компаний и учёных ТГУ и ТУСУРа претендует на приз в 175 миллионов рублей

 

Компании альянса «Техническое зрение» кластера Smart Technologies Tomsk на площадке особой экономической зоны «Томск» приступили к сборке беспилотного автомобиля, который сможет работать в зимних условиях.

В альянс входит ряд компаний, а также научные группы ТГУ и ТУСУРа. Разработка проекта ведется в рамках Национальной технологической инициативы.

В Томск уже прибыл электромобиль, который команда «СмартВижн» будет готовить для участия в конкурсе. В «СмартВижн» вошли представители 9 технологических команд, в том числе ТГУ и ТУСУР. По условиям конкурса участники должны создать мини-грузовик, который преодолеет 50 километров в условиях зимы с учетом пробок не более чем за три часа, соблюдая все правила дорожного движения.

– С помощью системы радиовидения будет определяться расстояние до ближайших объектов: от нескольких сантиметров до десятков метров. Наша задача – дать автомобилю объективную информацию о том, где он находится. Это как глаза и уши для автомобиля, но они не принимают решения – двигаться или стоять. Это уже задача «головы» – контроллера, – объясняет задачу ТГУ в проекте профессор РФФ Владимир Якубов.

Владимир Петрович добавил, что условия плохой видимости, например, туман, не являются помехой для радиоволн. Кроме того, радиоизображение позволит определять параметры дороги по обочинам, даже если дорога плохо очищена от снега. Радиосистема, которую предлагают ученые ТГУ, не только будет видеть то, что находится перед ней, но и «заглядывать за объект».

– Времени достаточно, чтобы оснастить электромобиль необходимым оборудованием, создать программное обеспечение, которое позволит дублировать различные системы навигации и, надеюсь, даст возможность успешно поучаствовать в конкурсе, – отметил на презентации грузовика руководитель альянса «Техническое зрение» Виктор Ширшин.

Профессор Якубов подтверждает, что система навигации в беспилотном автомобиле должна быть комплексной, поскольку многообразие объектов на дороге и скорость их появления требует высокого быстродействия в самых разных условиях. Например, металлические детали видны для радиоволн, а пенопластовые – практически невидимы. Зато для ультразвуковых «глаз» пенопласт хорошо различим.

В феврале беспилотник, собранный для конкурса, будет участвовать в квалификационном заезде в Москве. До декабря участникам конкурса будет дана возможность доработать автомобиль и представить его уже на финальном заезде. Приз конкурса – 175 миллионов рублей, на него претендуют 30 команд.

Конкурс организован Российской венчурной компаний (РВК), фондом «Сколково» и Агентством стратегических инициатив.

— В случае успеха будет рассматриваться вариант наладки производства таких автомобилей либо продажа решений автопроизводителям, — добавил Виктор Ширшин.

 

Томский инновационный кластер SMART Technologies Tomsk направлен на масштабирование высокотехнологичных бизнесов, достижение мирового уровня инвестиционной привлекательности и расширение экспорта продукции и услуг на основе кооперационных проектов компаний, университетов и научных организаций.