Опубликовано 9 июня 2025
15:27

Искусственный интеллект: в чем именно Россия может обойти весь мир с помощью нейросетей?

Сегодня в мире много развивается энергетических объектов, ЦОДов (центр обработки данных) — это специально оборудованный комплекс помещений, где хранится и обрабатывается огромное количество данных, потребляющий огромное количеством гигаватт. У России есть уникальная возможность предоставлять услуги электронного «хранилища» гораздо дешевле из-за оптимального тарифа за киловатт-часы. Отсюда напрашивается стратегия – активно развивать доступ к массиву данных и, соответственно, эти ЦОДы, — считает премьер. .

 

— Стратегия Российской Федерации – быть среди лидеров в развитии искусственного интеллекта в мире. Две модели у нас находятся в числе лидирующих . Это технологический суверенитет в чипах и в аппаратном обеспечении – очень тяжёлый вопрос, все специалисты понимают, о чём я говорю. Второе — прикладные задачи искусственного интеллекта в отдельных отраслях совместно с бизнесом. Использование искусственного интеллекта требует увеличения вычислительных мощностей, центров обработки данных, для этого, кстати, у нас был подготовлен проект закона о развитии ЦОДов, он в Госдуме сейчас на рассмотрении.

 

Кроме того по мнению премьера искусственный интеллект не должен привести к уменьшению числа рабочих мест, а, наоборот – потребует увлечения специалистов для данной сферы, их переквалификации и адаптации в этой. К тому же очень многие освободятся от рутинных задач и однообразных действий, переключатся на более творческий труд. То что происходит в современном мире с ведущими инновационными компаниями, изменит всё. Структура исследовательской и креативной деятельности, которую мы знаем сегодня, может также сильно измениться.

 

— Экономика совместного потребления, пришедшая на смену экономике совместного производства, четвёртая промышленная революция, которая, используя искусственный интеллект, перевернёт множество отраслей, — всё это требует от нас готовности к изменениям, — подытожил премьер.

Напомним, уже сегодня искусственный интеллект успешно справляется с конкретными задачами. Он помогает врачам спасать жизни, ставить диагнозы и создавать индивидуальные планы лечения. В промышленности и энергетике ИИ оптимизирует диагностику и ремонт оборудования. Он также активно внедряется в транспорт и логистику и уже давно помогает оптимизировать маршруты и управлять потоками. В сельском хозяйстве ИИ эффективно обрабатывает растения от вредителей или подкармливает его. В отдельных случаях он идеально собирает урожай с помощью роботов и прогнозирует данные для следующего сезона.

 

Вузы наше всё: преподавателям повысили зарплаты и разрабатывают унифицированную систему оплаты

Страна стоит на пороге новой системы высшего образования, ориентированной на национальные ценности. Однако зарплаты молодых преподавателей остаются низкими, а надбавки за учёные степени и звания явно недостаточны. Какие меры предпринимает или планирует предпринять правительство для повышения статуса преподавателей вузов?

Отвечая на этот вопрос, премьер Мишустин напомнил, что с 1 сентября 2024 года, по поручению Президента в стране повысили зарплаты примерно 8 000 преподавателям фундаментальных дисциплин в 50 ведущих инженерных вузах на 25%. Речь идет о таких дисциплинах как робототехника, инженерное дело, работа с новыми материалами и химия, функциональный анализ и так далее. Для всех них также нужны квалифицированные преподаватели. Кроме того на них уменьшили бюрократическую нагрузку, чтобы они могли сосредоточиться на подготовке специалистов, а не на бумажной работе.

 

— Что касается повышения справедливости глобально в рамках разрабатываемой отраслевой системы оплаты труда, мы это делаем , — рассказал премьер Мишустин во время отчета в Госдуме, — В первую очередь предоставляем на сегодняшний день все элементы стимулирования: гранты, жилищные сертификаты, правовую защиту и образовательное совершенствование для учителей. А для профессорско-преподавательского состава и для научных работников мы делаем еще и отраслевую систему оплаты труда, которая будет направлена на снижение дифференциации по одинаковым должностям и на унификацию перечня выплат.

 

Где взять учителей?

После окончания основного доклада премьера Мишустина наступило время ответов на вопросы депутатов. Прелагаем вашему вниманию только те, что касались науки, образования и инноваций.

— Уважаемый Михаил Владимирович, — обратился к докладчику спикер Госдумы Вячеслав Володин, — в стране растёт качество образования, увеличивается количество технологий и развивается инновационная экономика. Государство от этого становится только сильнее. Но если мы не будем мотивировать людей идти в науку, если мы не будем повышать качество образования в школах… А у нас в сельских школах, по данным Счётной палаты, не хватает 29% учителей. И замещают предметников теми, кто дистанционно, как правило, получает справку о том, что вчера он был учителем труда или физкультуры, а через два месяца стал преподавателем математики или физики. Это не нормально, это не приведёт к повышению качества…

 

Ответ Мишустина:

— Нам надо вместе с Правительством начать с первого – признать проблему. Счётная палата эту проблему обозначила, Президент подтвердил и ещё раз сказал о том, что у нас не хватает математиков порядка 30% и 26% не хватает учителей физики. Поэтому нам надо мотивировать идти именно на эти специальности в педагогические вузы, профильные.

 

Поэтому если с вашей стороны будет такая поддержка, мы уже, выстраивая диалог с профильными министерствами, министрами, постараемся сделать всё для того, чтобы ситуация поменялась к лучшему.

 

Почему «позабыли» РАН?

— Сегодня я хочу поговорить о восстановлении прежнего статуса и возможностей Российской академии наук (РАН), — подняла проблему депутат Госдумы РФ Оксана Дмитриева, — За последние годы было сделано много, но без участия РАН в регулировании вопросов фундаментальной и прикладной науки технологический прогресс невозможен. РАН должна определять и координировать тематику всех научных исследований в стране. Это поможет устранить дублирование и ненужные проекты.

 

Ответ Мишустина:

— Спасибо, Оксана Генриховна за вопрос. Нам важно, конечно, чтобы Российская академия наук… Геннадий Яковлевич (Г.Красников – президент РАН – прим. ред) очень активный человек, он работает по всем направлениям. Кстати, проводит очень много времени с Правительством, присутствует на всех стратегических сессиях и в том числе приглашает ведущих академиков и членкоров Академии наук.

 

Но важно, чтобы РАН не только была экспертной площадкой, но и была встроена в систему государственного управления наукой. Так и есть. Для этого создан научно-технический совет при Комиссии по научно-технологическому развитию, который возглавляет Геннадий Яковлевич, президент РАН. При участии НТС был подготовлен список приоритетных направлений научно-технологического развития. Он в том числе включает перечень важнейших наукоёмких технологий. Проведена экспертиза национальных проектов технологического лидерства. Мы вместе здесь работаем. Сейчас по космическим исследованиям также ведём большие консультации. То есть РАН теперь играет ключевую роль. В том числе и в экспертизе учебников, учебных пособий для школ. После экспертизы академии – а она обязательна – мы можем быть уверены, что сейчас в школьных учебниках достоверная, актуальная информация и научно обоснованная. И что она соответствует интересам государства и государственным стандартам и государственным программам.

Впервые Академия наук Российской Федерации руководит деятельностью ВАК – Высшей аттестационной комиссии, чего не было много лет. Она принимает решения – напомню, если кто‑то не знает, – о присуждении учёных степеней кандидатов и докторов наук. И кроме того, для обеспечения доступа к научной информации, редакционно-издательской деятельности передаём РАН Российский центр научной информации и издательство «Наука». Соответствующий законопроект внесён в Государственную Думу. Надеюсь, что вы его поддержите. Так что, мне кажется, что именно в этих направлениях мы, Оксана Генриховна, продолжаем развиваться.

 

Всех математиков в педагоги?

— Сверхважна задача подготовки педагогических кадров, — напомнила депутат Госдумы Ирина Белых, — Если можно, то ваша позиция по теме получения двух специальностей в профильных вузах, одна из которых – учитель по профилю. Поддержит ли Правительство этот подход?

 

Ответ Мишустин: Спасибо большое, Ирина Викторовна. Первое. Мы поддерживаем предложение по введению второй педагогической специальности в непедагогических вузах, и спасибо за такой вот диалог. Я в деталях ознакомился с вашими предложениями. Мы перезагрузку профессионального образования начали с приоритетных направлений.

 

В ноябре 2024 года утвердили комплексный план по получению бесплатно дополнительной педагогической квалификации всеми студентами, которые по программам высшего образования обучаются по математике, по естественным наукам, по техническим наукам.

 

Сейчас у нас в более чем 300 университетах реализуется программа по направлению «Образование и педагогика». И начнут уже с 1 сентября этого года реализовываться педагогические модули для непедагогических специальностей. Это позволит через 4–6 лет привлечь на работу в школы и в колледжи учителей по профилю, которые обладают научными, профессиональными знаниями по этому предмету.