В настоящее время в России нет законодательных норм, которые ограничивали бы или запрещали использование искусственного интеллекта. Поскольку на текущем этапе развития технологий это невозможно, в Томском государственном университете решили использовать гибкий инструмент регулирования, который устанавливает рамки применения ИИ в образовательной сфере.
Политику использования ИИ в образовательном процессе Томского государственного университета разработали сотрудники Центра науки и этики ТГУ и Сибирского центра изучения искусственного интеллекта. Положения документа были утверждены Учёным советом университета.
— Наша цель — не запретить или ограничить, а разработать механизмы применения систем ИИ в образовательном процессе, — объясняет Дарья Мацепуро (директор центра изучения искусственного интеллекта и цифровых технологий, — но. так, чтобы они способствовали повышению качества образования, а не заменяли его. Мы не можем остановить развитие технологий. Но мы можем работать над минимизацией рисков — как существующих, так и потенциальных.
Напомним, что в России действует национальный Кодекс этики в сфере ИИ, который был подписан еще в 2021 году. ТГУ присоединился к кодексу в 2022 году и развивает его принципы и основные направления в соответствии со спецификой и стратегическими приоритетами своей деятельности, в том числе в образовательной сфере.
После утверждения политики использования ИИ в ТГУ планируют разработать механизм рассмотрения этических вопросов, связанных с применением искусственного интеллекта в образовательном процессе, в течение ближайшего года. В том числе речь идёт об использовании искусственного интеллекта для написания студенческих работ. Но, конечно, это не единственная область применения ИИ в образовании. Очевидно, что такие системы полезны для упрощения рутинных процессов и работы с большими объёмами данных.
Политика использования ИИ предназначена для всех участников образовательного процесса. Это студенты, преподаватели, административный персонал и третьи лица, связанные с образовательной деятельностью университета. Их мнения о том, для каких задач можно использовать искусственный интеллект, также были учтены при разработке политики. В частности, был проведён опрос среди преподавателей, прошедших обучение по программе повышения квалификации «Генеративный искусственный интеллект для преподавателя: стратегии, инструменты, этика» в Институте дистанционного образования ТГУ. Результаты опроса определили направления регулирования указанной политики. Также она была разработана в соответствии с экспертным консенсусом Альянса в сфере ИИ.