В этом был уверен Маэстро
16 мая свой 80-й день рождения отметил бы замечательный музыкант Виталий Васильевич Максимов, заслуженный артист РСФСР, заслуженный профессор ТГУ.
Он не дожил до «круглой» даты полгода, уйдя из жизни в ноябре 2020 года… А 20 мая артисты всех творческих коллективов ТГУ, с которыми работал Виталий Васильевич, примут участие в концерте памяти Маэстро. В концерте прозвучат сочинения и аранжировки В.В. Максимова, произведения, посвящённые ему.
Город, в котором сбывались мечты
…Природа щедро наделила его талантом, творческой энергией, оптимизмом, желанием передать свои обширные знания и любовь к музыке своим слушателям. Более 30 лет В.В. Максимов был солистом Томского академического симфонического оркестра, а затем его жизнь продолжалась в Томском государственном университете.
Выпускник Московского государственного музыкально-педагогического института (сейчас — академия) имени Гнесиных на распределении выбрал Томск, потому что работать предстояло в симфоническом оркестре, о чём молодой музыкант мечтал. С 1968 года Виталий Васильевич – томич, и его музыкальная и человеческая судьба в нашем городе сложилась счастливо.
«Для меня смысл жизни – это работа, а в Томске у меня всегда были и есть возможность интересно работать. Не могу забыть, как я играл как солист-виолончелист концерт Сен-Санса с Вероникой Дударовой, народной артисткой СССР, когда она приезжала в нашу филармонию, – рассказывал Виталий Васильевич. – Играл с Эмином Хачатуряном, главным дирижёром оркестра кинематографии СССР, с ним исполняли двойной концерт Брамса (скрипка – народный артист России Сергей Зеленкин). Незабываемы годы работы с главным дирижёром Томского симфонического оркестра Илмаром Лапиньшем, он остался в памяти как замечательный музыкант. С ним мне посчастливилось сыграть «Дон Кихота» Рихарда Штрауса! Это мечта любого виолончелиста, но не у каждого она сбывается. А разве забудутся концерты нашего томского оркестра в знаменитом Большом зале Московской консерватории, где мечтают сыграть лучшие музыканты мира! Мы играли, и было соло виолончели в симфонии № 15 Шостаковича, это испытание для музыканта… Мне посчастливилось бывать на концертах первоклассных виолончелистов — Мстислава Ростроповича и Даниила Шафрана, которые реально подействовали на мою манеру игры, воспитали меня».
Маэстро Максимову были свойственны постоянное стремление к самосовершенствованию, способность очень быстро мобилизовать свои возможности. Коллеги рассказывали, был такой случай: Максимов за один (!) день выучил и блестяще исполнил с симфоническим оркестром концерт Баха, заменив заболевшего московского музыканта, приехавшего в Томск на гастроли.
Тогдашний главный дирижёр Томского оркестра народный артист России Павел Ядых назвал поступок Максимова музыкальным подвигом!
А сложнейшие вариации Эдисона Денисова для виолончели с оркестром Виталий Васильевич выучил за неделю и исполнил, по мнению присутствовавшего на концерте самого композитора, на уровне лучших столичных маэстро! Кроме Томска заслуженный артист России Виталий Максимов солировал на гастролях в Волгограде, Туле, Челябинске, Барнауле, Берлине… Из Томска маэстро Максимов ездил в Югославию, где состоялись его сольные концерты, выступил очень удачно и получил приглашение остаться работать в симфоническом оркестре. Отказался, как и от предложений переехать в Ульяновск, Уфу, Петрозаводск…
…В репертуаре заслуженного артиста России Виталия Максимова было около 40 виолончельных концертов, свыше 100 пьес!
Музыки всегда мало!
– В далёком уже 1982 году мы пригласили Виталия Васильевича руководить нашим ансамблей скрипачей ТГУ, – рассказывает Вера Блинкова, администратор ансамбля, исполнитель партии фортепиано, заслуженный работник культуры России, преподаватель кафедры общей физики ТГУ. – Он выделялся среди оркестровых музыкантов высочайшим интеллектом, широкой эрудицией. Маэстро быстро поднял наш любительский коллектив на более высокий уровень, расширил и обогатил репертуар ансамбля, выполняя аранжировки различных музыкальных произведений, сам также сочинял пьесы для ансамбля. Сейчас в нашем репертуаре более 300 произведений – от музыки Шуберта, Сен-Санса, Моцарта, Брамса, Свиридова, Евгения Доги до увертюр Уэббера из рок-оперы «Иисус Христос», аранжировки выполнил Виталий Васильевич.
Считаю, судьба преподнесла нам драгоценный дар – сотрудничество, переросшее в дружбу с Виталием Васильевичем. Он был очень обаятельным, добрым, отзывчивым, интеллигентным человеком. Книгочей, интеллектуал, интересный собеседник. – продолжает Вера Блинкова. – Нам его очень не хватает…
Виталий Максимов стал создателем уникального музыкального коллектива – фортепианного трио. По свидетельству специалистов, трио – жанр редкий, и не в каждом городе можно встретить подобное сообщество музыкантов. Партию фортепиано исполняла Вера Блинкова, партию скрипки – Жанна Рыбакова, доцент кафедры метеорологии ТГУ, заслуженный работник культуры РФ.
После одного из концертов трио Виталий Максимов сказал: «Музыки всегда мало! В оркестре я играл симфонии, в ансамбле скрипачей звучат миниатюры, а в составе трио мы играем совсем другие произведения, разных жанров. Увлекательное дело – знакомить слушателей со всё новыми и новыми пластами музыкальной культуры…»
Общение с ним было праздником
– Виталий Васильевич – профессионал самого высокого уровня, страстно погружённый, влюблённый в музыку, умеющий донести до слушателей, – говорит Александр Ревушкин, доктор биологических наук, профессор ТГУ. – Общаться с ним было приятно: чувствовался великий человек, и рядом с ним росли и собеседники. Это помогало ему руководить тремя творческими коллективами в университете. Он был разносторонне одарён: превосходный исполнитель, великолепный аранжировщик, композитор – его произведения есть в репертуаре ансамбля скрипачей, фортепианного трио. И считаю выдающимся событием в университетской жизни – его выступления на лекториях перед студентами. Он так интересно говорил о музыке, о жизни композиторов, что слушать можно было бесконечно! Он читал лекции и физикам, и математикам, конечно же, и гуманитариям, и находил живой отклик в душах молодых слушателей. Интеллектуал и эрудит, он умел заронить в души студентов частицы любви к музыке.
Ещё одно детище маэстро Максимова — камерный оркестр ТГУ. Далеко не каждый университет мира (!) имеет такой коллектив! Оркестр был создан в 2002 году, и до болезни его художественным руководителем и дирижёром был Виталий Васильевич…
Несказанно благодарен Маэстро
Сейчас художественным руководителем и дирижёром камерного оркестра ТГУ является Александр Лакин, музыкант Томского симфонического оркестра.
– Мои родители – композитор Константин Лакин и мама, Жанна Рыбакова, доцент ТГУ, дружили с Виталием Васильевичем. Отец посвятил несколько произведений ансамблю скрипачей, самому Маэстро, а он взял эти пьесы в репертуар ансамбля. Общение с Виталием Васильевичем было праздником – остроумный, эрудит. Мама, первая скрипка ансамбля скрипачей, с двух лет брала меня на репетиции коллектива, и это привело к тому, что я рано начал заниматься на скрипке, – рассказывает Александр Лакин. – Уже в 12 лет я стал играть в ансамбле скрипачей – этому посодействовал Виталий Васильевич, затем он пригласил меня, ещё старшеклассника, и в камерный оркестр… Я был восхищён его мастерством виолончелиста, считаю, что в Томске ему не было равных…
От Виталия Васильевича я получил и первые уроки дирижирования, хотя маэстро и говорил, что он, как дирижёр, – самоучка… Именно общение с маэстро, как руководителем оркестра, стало толчком к моему поступлению вНовосибирскую консерваторию на специальность «дирижирование». Заболев, он назначил меня своим преемником в оркестре…
В концерте памяти Маэстро принимают участие люди, уважавшие и любившие Виталия Васильевича.
Тамара ДРОЗДОВА.