Опубликовано 24 января 2021
16:09

Университет как точка роста региона

На  Гайдаровском форуме  был представлен вузовский  потенциал Томска

 

Напомним,  Гайдаровский форум – ежегодная международная научно–практическая конференция в области экономики, проводится с 2010 года в Москве. В этом году форум проходил 14-15 января, и  основным треком обсуждения  стали социальные и экономические преобразования в результате COVID-19,

Вуз: гибкий, инновационный, свободный

 

Несколько дискуссий форума «Россия и мир после пандемии»  были посвящены  темам образования.

Так, на экспертной дискуссии «Университет в эпоху перемен: вклад университета в развитие города, региона, страны», обсуждали  роль вузов в социально-экономическом развитии регионов России. Дискуссия была интересной( с содержанием можно ознакомиться на сайте Гайдаровского форума) , приведём лишь некоторые положения. Так, ректор Российской экономической школы (РЭШ). Рубен Ениколопов обратил внимание на то, что значение вуза с развитием общества усложняется. По его словам, университеты сегодня не только влияют на развитие человеческого капитала, но и генерируют новое знание как таковое через всевозможные исследования, а затем находят ему практическое применение в стартапах, патентах и прочем. Все это, безусловно, имеет экономический эффект. Помимо этого, развивается социальная роль, формируются социальные связи и локальные глобальные сообщества, что также влияет на развитие мирового сообщества.

 

— Оценивать банальный экономический эффект мы уже умеем, но куда сложнее оценить совокупный экономический, технологический и социальный вклад в развитие общества, а это передовой край развития науки,- – признал Рубен Ениколопов.

 

По словам заместителя министра науки и высшего образования России Дмитрия Афанасьева, существует множество примеров методик оценки вузов, но единой согласованной системы в мире, действительно, нигде не существует. При этом очевидно, что единая мерка необходима, поскольку инвесторы хотят понимать, что они получают взамен, пояснил замминистра. Он подчеркнул, что в 2021 году начинается новый национальный проект в сфере образования «Университет 2030».

—   В программу попадут около 100-120 университетов страны, из которых будут созданы национальные лидеры. Все это будет происходить под руководством профсообщества и при поддержке государства и бизнеса. К 1 марта будет выработана предварительная система критериев оценки передовых университетов, – сообщил он.

— Докажите, университеты, свою полезность и участвуйте в жизни региона!» – это амбиция не вуза, а внешнего мира, который хочет добиться экономического результата в обмен на вложенные в университеты средства. Чтобы университет мог это делать, он должен быть гибким, инновационным и свободным, работать в той среде, где на него не вешают чрезмерные ограничения и стандарты, иначе он не сможет адаптироваться к меняющимся потребностям рынка, – подчеркнул Вадим  Волков, ректор Европейского университета в Санкт- Петербурге..

Томский подход как образец для подражания

Ещё одна экспертная дискуссия  «Как университету стать точкой роста региона?» была посвящена роли   вузов в развитии муниципальных территорий. В ходе обсуждения губернатор Томской области Сергей Жвачкин и ректор ТГУ Эдуард Галажинский  поделились опытом, как интеллектуальный потенциал региона может стать драйверо м его научного, технологического, социокультурного развития.

В начале дискуссии глава региона критически оценил идею о повсеместном создании ведущих университетов.

— Концепция взять и поделить – не самая лучшая. А идея, что сильные университеты должны быть во всех регионах России, лишена смысла: зачем искусственно создавать и поддерживать то, чего нет?, – обратил внимание участников дискуссии губернатор Томской области Сергей Жвачкин.

При этом глава региона, возглавляющий наблюдательные советы национальных исследовательских Томского государственного и Томского политехнического университетов, отметил, что томский научно-образовательный комплекс, закрепленный в уставе областного центра как градообразующий, является драйвером региональной экономики. Университеты и академические институты способствуют активному развитию высокотехнологичного производства и IT-сектора, импортозамещению и созданию экспортно-ориентированной продукции.

– Университет становится сегодня фактором не только экономического, но и социального развития территории. А любое развитие строится на взаимодействии власти, бизнеса, общества. Это ставит перед университетом совершенно другие требования: получается, он теперь должен стать одной из ключевых площадок в этом взаимодействии, – пояснил ректор ТГУ Эдуард Галажинский.

Все участники дискуссии сошлись во мнении, что у подлинного университета в основании заложено три базовых процесса: производство передового научного знания, образование населения, которое на этой науке строится, и внедрение этих знаний в экономику и социальную сферу. Но парадокс в том, что с увеличением качества образования в региональных вузах растет востребованность его выпускников на рынке и, как следствие, есть отток ценных кадров в центральную часть страны. Поэтому одна из задач муниципалитетов – синхронизировать условия жизни в регионе с наращиванием научного потенциала вуза, чтобы удержать хороших специалистов у себя.

– Администрация Томской области уже делает конкретные шаги: мы реализуем программу Большого университета, совместно с правительством идет разработка студенческого кампуса, который станет местом сбора студентов, ученых, стартапов, заинтересованных в партнерстве компаний и создаст все условия для их взаимодействия, – сказал губернатор Томской области Сергей Жвачкин.

Томский подход взаимодействия региональной власти и вузов как полноценных партнеров на сегодняшний день является уникальным, на основе принципов этого сотрудничества уже прорабатывается государственный план развития университетских территорий в других регионах.

ДОБОЙКА:

По мнению Михаила Алашкевича, старшего вице-президента Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», модератора дискуссии, строительство в Томске межвузовского кампуса может стать хорошим примером государственно-частного партнерства (ГЧП), который можно транслировать в других регионах России. Планируется, что к ампус сможет принять 20 тысяч студентов и станет совместным объектом вузов «Большого университета» Томска.

 

Татьяна БИРЮКОВА ( при подготовке статьи использованы материалы пресс-служб ТГУ и обладминистрации)

Фото пресс-службы АТО