Говорим с экспертом о современном состоянии медиасферы
13 января в нашей стране скромно отметили День российской печати. Три с лишним века назад по указу императора Петра I в России начала выходить первая газета – «Ведомости». Но вспомнили об этом и нашли такую дату праздника в 1990-е годы, до этого, в советское время День печати отмечали 5 мая, и эта дата была связана с выходом газеты большевиков «Искра».
День печати – профессиональный праздник журналистов, корректоров, дизайнеров, полиграфистов, нештатных авторов и просто активных читателей. В майские дни праздник отмечался широко, а сейчас День печати совпадает со Старым Новым годом, сразу после продолжительных новогодних каникул, поэтому многие читатели просто и не знают, что 13 января – День российской печати.
Медиасфера сейчас переживает не самые лучшие времена: печатные тиражи газет и журналов падают, можно нередко услышать, что скоро профессия журналиста отомрёт и новости в ближайшем будущем будет «писать» искусственный интеллект, робот. И что журналистике не нужно учиться: завёл себе блог и пиши, стал очевидцем интересного события, снял на телефон, выставил в сеть – и ты уже журналист… Но так ли это на самом деле? Об этом мы разговариваем с доцентом Высшей школы журналистики ТГУ Галиной КРУЧЕВСКОЙ.
– Галина Владимировна, многие эксперты говорят о смерти газет, называют конкретные даты. Вы согласны?
– Всем нам хочется узнать, а что будет в будущем, как к нему готовиться… И эксперты действительно предсказывают уход печатной прессы. В нашей стране обозначают срок – 2030-е годы, связывая востребованность печатных изданий с уходом поколений, которые с детства их читали и знали, что такое подписка на газету, журнал. Для современного молодого человека, ребенка подписка – это подписка в интернете на каналы, страницы. Свой подрывной вклад произвела и самоизоляция прошлого года: перебросила большую часть аудитории, в том числе и зрелого возраста, в интернет.
– То есть печатная пресса может исчезнуть совсем?
– Возможно, какое-то время сохранятся виды дешевых изданий с большим объемом рекламы, которые будут вручаться прямо в руки или будут оживляться в предвыборное время, донося до избирателей слово кандидата и его взгляд на события. Наверное, выживут дорогие элитарные издания, они станут атрибутом престижа. Уже сейчас, например, журнал Vogue доступен в Интернете, но выходит и печатное издание в 25 странах. Причем по электронной ссылке или QR-коду можно перейти в Интернет и рассмотреть видеоматериалы последних модных показов, а для элитной аудитории были выпущены номера с движущимися рекламными видеовставками по технологии video-in-print. Может быть, ситуация перевернется: на заре компьютерной эпохи не все имели возможность искать информацию в Интернете, а в будущем чтение печатного издания будет элементом престижа. В любом случае, скажем спасибо печатной прессе: она была первым каналом СМИ, на ее опыте развивались телевидение, радио, да и интернет-СМИ.
– Всё чаще можно прочитать и о том, что почти любой человек может быть журналистом. И что учиться журналистике не стоит – зачем тратить время?
– Это не проблема нова. Еще в середине прошлого века обсуждался вопрос о том, является ли журналистика профессией – в терминологическом смысле. Профессия рассматривается как вид деятельности, который дает человеку средства к существованию, но требует специальной теоретической и практической подготовки. И вот эта часть – о подготовке – оспаривалась. Дело в том, что журналистика – творческая деятельность, для ее осуществления необходимы врожденные качества – способности, их высшее проявление – талант. Есть способности – человек пишет (и его читают) или он создает талантливые фотоработы, блистает на телеэкране. В качестве примеров приводили известных авторов, не имеющих именно журналистского образования. Например, в последние десятилетия традиционный пример – Владимир Познер, биолог по образованию. Конечно, люди с журналистскими способностями, но без профильной подготовки могут успешно работать в СМИ. Только свои «журналистские университеты» им приходится проходить не в стенах вуза, а уже в редакциях: и слушать советы мэтров, и набивать профессиональные шишки. Впрочем, выпускники факультетов журналистки тоже ведь набивают шишки, осваивая профессию. Только начинают раньше – на учебных занятиях, на производственных практиках. Потому что журналистика – это профессия, тем более в современных условиях. Журналисты – компетентные специалисты по сбору, анализу и распространению новостей. Они умеют выделить, найти в потоке жизни моменты, которые преобразуют в новость или увидят за этой деталью проявление социального явления. И пойдут исследовать, расследовать это явление. И придумают форму, в которой сообщат об этом своей аудитории.
Сегодня каждый человек может выставить на всеобщее обозрение свой текст, фото- и видеоматериалы, сообщить какую-либо информацию. И они могут привлечь огромную аудиторию – в силу уникальности (например, умудрился снять на телефон автоаварию, совершенную публичной личностью), шокирующим или скандальным содержанием и т.д. А может быть, всего несколько человек прочитают ваш пост.
Огромную популярность приобретают блогеры, каналы или страницы которых регулярно просматривают сотни, тысячи, миллионы пользователей.
– А блогеров можно назвать журналистами?
– Харизматичная личность притягивает внимание, он становится инфлюенсером, влияющим на свою аудиторию. Блогосфера разнообразна: блогеры развлекают, советуют, обличают и пр. Как правило, они транслируют личное субъективное мнение о событиях, о почерпнутой в интернете информации. То есть они не добывают информацию, как это делают журналисты, блогеры – другая профессия.
Впрочем, многие журналисты ведут свои блоги, каналы (например, Л.Парфенов, Ю.Дудь и др.). И, как кажется, журналистские знания и навыки делают их работу в блогосфере более успешной.
– Один из прогнозов: журналистов заменят роботы. Именно они, а не живые журналисты, будут писать (и уже пишут) новости, собирая и обрабатывая огромный объем сведений. Отменяет ли все это профессиональную журналистику?
– Думаю, нет. Но, несомненно, усложняет жизнь. Журналистская информация – социально значимые и социально интересные сведения – сегодня существует в море самых различных сведений, достоверных и фейковых, личной информации, рекламной, представленной в свободном доступе в медиасреде. Интернет предоставляет нам тысячи источников по теме, в которых можно просто потеряться. Агрегаторы услужливо подсказывают нам, на что обратить внимание, управляя им, формируя нашу картину мира. Как можно использовать эти сведения? Можно ли на них опираться в сфере политики, социального управления, бизнеса? Действительно ли те вопросы, которые акцентированы, наиболее существенны?
– То есть доверять следует качественной прессе, авторитетным изданиям?
– Да. Но качественная пресса, предоставляющая документальную аналитику, страдает: ведь требуются значительные затраты на сбор, проверку, аналитическую и технологическую обработку информации, но не всегда она востребована и достаточно оплачена. Считаю, СМИ вынуждены продумывать новые формы взаимодействия с аудиторией, способы монетизации своего информационного продукта. Журналистское сообщество, осознавая многие профессиональные проблемы, призывает сохранять профессиональные стандарты журналистики по сообщению документальной объективной информации, существенной для общества, оказывающей на него конструктивное воздействие. Это позволит ей выжить в этой конкурентной борьбе.
– Что должен знать и уметь современный журналист?
– Конечно, журналист должен владеть современными технологиями, уметь создавать материалы для различных СМИ: написать текст, сделать фоторепортаж, снять видео, создать мультимедийный проект. Использовать как традиционные журналистские методы добывания и обработки сведений, так и возможности, которые сегодня предоставляются. Работать с «большими данными» – базами данных, доступ к которым возможен, продумывать цифровые способы предоставления сведений.
Журналист должен владеть методами аналитической работы, понимать, как воздействуют его сообщения на массовую аудиторию, выбирать адекватную форму взаимодействия с аудиториями разного возраста, интересов. Т.е. должен быть интеллектуальной творческой личностью. На это нацелено журналистское образование на факультете журналистики: студенты овладевают технологиями, профессиональными знаниями, а также достаточно широким спектром знаний по общественным и филологическим наукам, изучают иностранный язык, проходят производственные практики. Журналистская профессия – конкурентная, выпускникам придется постоянно совершенствовать свои навыки, бороться за внимание аудитории, проявлять свои творческие возможности.
Интервью: Тамара ДРОЗДОВА