Опубликовано 3 декабря 2020
15:15

Н.Х. Агаханов: « От качества школьной математики зависит будущее страны»

 

Преподаватель знаменитого Московского Физтеха, член Координационного совета  международной математической  олимпиады- об уроках «царицы наук», ЕГЭ и современных школьниках

 

Назар Агаханов, доцент МФТИ, наряду с преподаванием в своём вузе, занимается подготовкой российских школьников к международным олимпиадам по математике. Говоря о результатах Олимпиады- 2018, он отметил, что конкуренция очень серьёзная:

— К нашим традиционным соперникам- китайцам и американцам- добавились школьники из Южной Кореи, да и другие страны пытаются не отставать от лидеров. У нас есть достижения, а порой наши ребята хуже выступали, но в пятёрке лидеров всегда находимся. В 2018 году заняли второе место, и впервые с 2007 года обошли китайцев. Сейчас идёт подготовка к Олимпиаде-2019.

 

…  На протяжении ряда лет доцент МФТИ Назар Агаханов приезжает в Томск минимум два раза в год,  весной и осенью. На базе Центра физико-математического и естественнонаучного образования ТГПУ он ведёт занятия по математике с младшими школьниками и со старшеклассниками города и области. Московский гость занимался и с Никитой Гладковым, выпускником Томского физико-технического лицея, победителем Всероссийских олимпиад по математике и физике, призёром Международной олимпиады по математике.

 

— Назар Хангельдыевич, как сложилась судьба нашего одарённого земляка Никиты Гладкова?  

 

— Он учится в Высшей школе экономики, на математическом  факультете,  кроме того, активно участвует в международных студенческих олимпиадах. Недавно стал лучшим на олимпиаде в Чехии. Занимается научной работой, а также ведёт кружок математики в 179 московской школе, одной из лучших в столице. Кроме того, он разрабатывает задания для региональных и Всероссийских олимпиад по математике. А сейчас его пригласили в состав жюри Всероссийской  Олимпиады по физике, он же был победителем олимпиады и по физике тоже.

 

— И что дальше: Никита пойдёт в науку, либо в олимпиадное движение?

 

— Всё, что связано с олимпиадами — это хобби…Пока сложно говорить, кем Никита станет,  ему хочется реализовать себя во многих направлениях.

Он не пошел  МФТИ, как собирался  поначалу :, товарищ, с которым  Никита подружился во время олимпиад, « сманил» его в Высшую Школу экономики, сейчас они вместе учатся, дружат.

 

— А вы приезжаете в Томск с целью открыть новый юный талант?

 

Основная цель моих приездов, в первую очередь, популяризация математики, демонстрация красоты и эстетики «царицы наук»,  чтобы потенциально способному ребёнку стало интересно, чтобы он заинтересовался математикой.

И вторая цель – занятия с наиболее способными ребятами, чтобы они могли добиться успехов на Олимпиадах, чтобы они были локомотивами для  развития математического образования, чтобы своими успехами демонстрировали другим ребятам: математикой заниматься интересно и полезно!

 

— Назар Хангельдыевич, недавно на портале, посвящённом  вопросам  образования, прочла : в том, что  математика стала «страшилкой» и для школы, и для семьи,  виноваты …родители. Дескать, в младших классах не учат с детьми таблицу умножения, не занимаются устным счётом- что всегда было присуще российским семьям… Действительно, что произошло с нашей школой: почему столько проблем с математикой, с ЕГЭ по этому предмету, что лихорадит  учителей, детей, родителей?

 

— Вопрос совсем не простой. Если начать с ЕГЭ, то это страшилка, прежде всего, для учителей, качество работы которых оценивается по результатам экзамена, по отсутствию двоек. Да, наличие 100- балльников — позитив, но их настолько мало по всей стране, что про этот фактор можно и забыть.

Увы, сейчас учителя переключились с работы со всем классом на работу с отстающими, чтобы подтянуть их до «тройки » на ЕГЭ.

С другой стороны, у ЕГЭ  есть и несомненный плюс, потому что он  наглядно иллюстрирует проблемы нашего образования: реально-то все знают, что количество «неудов» значительно выше, чем потом публикуется.. Происходит  пересмотр границ баллов. К сожалению,    получается, что с заданиями на уровне 5-6 класса не справляются на выпуске из школы!

Причин тому много, и тот фактор, что родители не подключаются к процессу обучения, сказывается, но имеет своё объяснение: все родители работают. И если раньше «трудоголик» – характеристика  исключительной личности , редкое явление, то сейчас трудоголики встречаются гораздо чаще, потому что оплата труда пропорциональна затраченным усилиям. Работают много все, нет свободного времени заниматься детьми.

 

С другой стороны, на ситуацию со школьной  математикой  влияет  изменение окружающего мира: сейчас век информационных технологий, любое знание  получают из Интернета,  ребёнок просто «скачивает» информацию. И если раньше нужно было прочесть в книге, пропустить через себя новое понятие, знание, обработать, то сейчас этого не нужно делать! Скачал – информация сообщена! Поэтому сейчас стала хуже память у детей:  они не способны запоминать те объемы информации, которые были прежде.  И сейчас страдают не только устный счёт и таблица умножения :  в старших классах в некоторых школах не изучают тригонометрию, кроме формулы синуса двойного угла, поскольку  решение более- менее оригинальной задачи требует  некоторого  количества  формул, а их никто не знает, не заучивает!   Поэтому сейчас одной из проблем математического образования является то,  что ученики стали менее подготовленными к традиционной схеме образования . И получается, что знания, которые дети получают сейчас, гораздо хуже, чем получали в советской школе. Новые времена…

 

Но глубокие знания математики по-прежнему нужны- и будущим инженерам, и авиаконструкторам, и учёным, так ведь?

 

— Вот поэтому в современном мире и уделяется столько внимания развитию математического образования, принимаются решения на государственном уровне!   До этого дошли не только мы, но и американцы, и китайцы, и ряд других стран. Дело в том, что уровень технологического научного развития любого государства определяется, в первую очередь,  качеством и уровнем математического образования. Да, таких математически одарённых людей,

чтобы разрабатывать технологии, требуется не так уж много. Другое дело, что и среднее звено, и потребители, должны обладать достаточно высоким уровнем математического образования!   Поэтому каждая страна стремится формировать тот слой молодых людей, которые станут в последующем учёными, это формирование интеллектуальной элиты государства.  Кроме того, в наше время и для службы в армии необходима подготовка на другом уровне, сейчас невозможно просто набрать новобранцев! Отмечу, что создание  контрактной армии объясняется и тем, что работать на современном оборудовании можно, лишь имея техническое образование. Сейчас многие сферы деятельности предполагают наличие таких специалистов.

А уж в науке- тем более, здесь в любой сфере нужна математика! В современной биологии, медицине не обойтись без математики при решении, казалось бы, чисто практических вещей как обеспечение нормальной жизни инвалиду. Датчики на голове, искусственная рука, которая сможет подать стакан воды — это же всё математика! И набирающие популярность нейронные сети также выходят из математики.

 

— Как вы отнеслись к предложению одного известного банкира закрыть физико- математические  школы. Дескать, есть перебор юристов, экономистов, а теперь ещё и математиков много будет…

 

— Знаете, в декабре в МГУ состоялся съезд учителей математики, и директор  Президентского лицея пояснил,  почему дети стремятся в физико-математические школы. Дело в том, что занятия математикой требуют усердия, труда, учёба в физмат.школах  мотивирует ребёнка на занятия, и в результате поднимает его на более высокий уровень в конкурентной борьбе со сверстниками. И учителя хорошие  в таких школах : они стремятся работать там, где им будет интересно. И у нас, в России, сложилась система, что лучшие учителя и лучшие дети собираются в физико- математических  школах. Поэтому такие школы необходимы!

Ещё раз подчеркну: если не тренировать свой мозг, находиться в расслабленном состоянии, то ничего не добьешься.  Некоторые страны пришли к тому, что в наукоёмкие отрасли вынуждены брать иностранцев, в том числе и наших специалистов. Наши ещё студенты, а их уже приглашают работать в западные научные лаборатории- вот что значит серьёзное физико-математическое образование…

О предложении банкира: да, можно закрыть все физ-мат школы, а затем закрыть и вопрос о том, что Россия должна быть среди высокоразвитых стран.

 

    — Скажите, а у  нас в стране, в области много математически одарённых детей?

 

— Недавно интересную информацию сообщил мне профессор –биофизик. По мнению учёных , не так много людей обладает математическими способностями. Оказывается, нужна соответствующая биохимия для того, чтобы быть творцом в математике. Поэтому есть определённый пороговый процент людей, которые могут достичь высот в математике: их не так много, но всё же достаточно. И вопрос в том, чтобы открывать эти «звёздочки» и привлекать их к занятиям математикой. Знаете, были великие живописцы, а также их помощники, — подмастерья- они помогали реализовать замысел творцов, и так возникла  Сикстинская капелла, многие другие художественные, архитектурные шедевры. Так и в математике: нужны и сверхвыдающиеся таланты, но так же нужны и те, кто будет помогать реализовывать их достижения. А где эти таланты вырастут – будем наблюдать…

 

Интервью: Тамара ДРОЗДОВА

 

Фото автора