Важно, чтобы школьники увлеклись «царицей наук» как можно раньше
Доцент механико-математического факультета ТГУ Яков Гриншпон является заместителем директора недавно созданного Научно-образовательного математического центра по работе со школьниками (НОМЦ ТГУ). Мы встретились с ним накануне нового учебного года и поговорили о математике, её важности и необходимости для современного человека, и о том, как «выращивать» юные математические таланты.
«Знать арифметику должны все»
— Не так давно ЕГЭ по математике разделили на профильный и базовый уровни. Как вы думаете, хорошая ли это идея?
— Я на самом деле поддерживаю эту идею. Если человек хорошо владеет математикой на базовом уровне, и он не планирует заниматься ей ни специально, ни профессионально, то базовое ЕГЭ — это хорошее решение.
— То есть, профильная математика не нужна тем старшеклассникам, которые не собираются заниматься ей профессионально?
— Я считаю, что в современном социуме человек должен знать, как минимум, арифметику, а также уметь логически мыслить, доказывать каждое свое утверждение и критически оценивать доводы своих оппонентов. Как раз этому учит математика.
— Какие перспективы открываются у тех, кто получил образование математика?
— Основное направление — научная и преподавательская деятельность в университетах и школах. Некоторые работают в банках, в нефтегазовом секторе, в сфере IT-технологий, в страховых и финансовых компаниях. То есть, математик — это не только учитель, это человек, умеющий численно анализировать и просчитывать последствия различных решений.
«По школьным олимпиадам мы не в лидерах»
— Как в нашей области обстоит ситуация с олимпиадами? Есть ли талантливые ребята?
— Здесь есть проблема. Скажем так, если по высшему образованию мы одни из первых в стране, то по школьным олимпиадам мы, к сожалению, не в лидерах.
— С чем это связано?
— На самом деле сложный вопрос. У нас не сложилась четкая структура взаимодействия между вузами, школами и центрами подготовки. Каждый немного тянет одеяло на себя. Работа на олимпиаду всероссийского уровня — это работа точечная, очень индивидуальная. У нас очень сильное учебное заведение физико-математического профиля —это лицей при ТПУ. Здесь много и стобальников, и призеров олимпиад. Но в нем ведется обучение только с десятого класса. На самом деле это поздно. Заинтересовывать предметом и работать над достижением высокого уровня математической подготовки надо планомерно где-то с пятого класса.
— Тогда что нужно для того, чтобы у ребенка появился не просто интерес к математике, а желание участвовать в олимпиадах?
— Конечно, нужна мотивация. Должен быть интерес этим заниматься. Интерес должен идти из каких-то ярких мероприятий. Одной из форм являются летние лагеря. Например, у нас ежегодно на базе детского лагеря проходит Летняя физико-математическая школа ТГУ. Конечно, за смену школьник не научится серьезной математике и физике. Но он увидит, что в Томске есть много других ребят, тоже интересующихся физикой и математикой. Плюс туда приезжают профессора с интересными лекциями. Ребята видят, что это реальные люди, и послушать их — для школьников это уже большое событие. Да и некоторые предметы ведут студенты, которые совсем немного старше школьников. Это очень полезно и дает свой эффект. И бывшие физматшкольники позже едут туда вожатыми, даже если они поступают на другие факультеты.
— Вы читаете лекции в Центре физико-математического и естественно-научного образования при ТГПУ. В чем состоит основная задача этой организации?
— Центр выполняет очень важную работу по математическому просвещению школьников: преподаватели приглашают федеральных профессоров с научно-популярными лекциями, проводят регулярные занятия по подготовке к школьным экзаменам. Они занимаются и индивидуальной подготовкой наиболее одаренных школьников к олимпиадам высокого уровня. В числе преподавателей также студенты и выпускники профильных факультетов Томского государственного университета, сами в недавнем прошлом участники олимпиад.
«Заниматься с мотивированным ребенком всегда проще и интереснее»
— Вы преподаете в университете и занимаетесь со школьниками? С кем работать интереснее?
— Я обычно работаю с мотивированными и одаренными школьниками. Там мне, разумеется, проще и интереснее. И, как ни удивительно, со школьниками я больше сам для себя делаю открытия. Стараюсь вести занятия в диалоге. В прошлом году мы ввели формат круглого стола. Идея заключается в обсуждении задач, которые сами школьники и предлагают. Это полезный формат. Ты решаешь задачу одним способом, а потом узнаешь, что есть и другой способ. И от этого получаешь удовольствие. В общем, со школьниками я учусь постоянно.
— Получается, со студентами работать тяжелее?
— В работе со студентами своя специфика. У нас кафедра общей математики. То есть это та кафедра, которая действует не на механико-математическом факультете, а обслуживает остальной университет. Студенты часто приходят с установкой, что математика им не нужна. И попытаться их расположить к себе — это на самом деле интересная задача. Я ухожу от неких канонов преподавания математики, стараюсь не сухо подавать факты, а переходить к конкретным примерам. И, чтобы заинтересовать студентов, стараюсь вести лекции в форме диалога. И конечно приятно, когда находишь отклик.
— Вы сказали, что, работая со школьниками, вы делаете открытия. То есть, вы постоянно учитесь, повышаете квалификацию?
— Несомненно. Занимаясь с одаренными детьми, я постоянно узнаю что-то новое. Также в этом помогают различные мероприятия, конференции. К слову, я недавно ездил в командировку в образовательный центр «Сириус», который работает в Сочи. И это, несомненно, повышение квалификации. В этом центре работают с одаренными детьми: фигуристов, например, тренируют Татьяна Тарасова и Александр Жулин, а юных математиков — известные профессора, которые готовят школьников к всероссийским и международным олимпиадам. Работа в кругу таких профессионалов — это большой рост.
— В моем представлении математик — это человек, который проводит все время в аудитории, выводит формулы и решает задачи? Хватает ли вам времени на личную жизнь?
— На самом деле его критически не хватает. Свободное время стараюсь проводить с семьей.
— Вы выросли в семье математиков. Если ваши дети не захотят пойти по вашим стопам, как к этому отнесетесь?
— Это их выбор, и я настаивать не буду. Главное — чтобы они нашли себя, нашли такую отрасль, в которой будут полезны. Мое дело подсказывать, направлять, а выбор они должны делать сами.
Добойка: Родился в Томске. По результатам олимпиады по математике поступил на механико-математический факультет Томского государственного университета. Там же учился в аспирантуре, по окончании защитил диссертацию в Институте математики СО РАН.
10 лет работал в ТУСУРе на кафедре высшей математики, затем перешел на кафедру общей математики в ТГУ. Преподаёт математику на геолого- географическом факультете, математический анализ — на физическом и радиофизическом факультетах. Ведёт курсы по углубленному изучению школьной математики для магистрантов-учителей, осуществляет научное руководство магистрантов.
Параллельно работает со школьниками: преподает в вечерней и летней физико-математической школе ТГУ, ведет олимпиадный тренинг в Лицее при ТПУ и тренинг по подготовке к ЕГЭ в Лицее №1. Является экспертом ЕГЭ, членом жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике.
Дмитрий МОРОЗОВ, магистрант факультета журналистики ТГУ.