Мониторинг ОНФ: За прошедший год уменьшилась доля детей, которым нравится учиться в школе
У взрослых два диаметрально противоположных взгляда на современных школьников.
— Это талантливые дети! Они могут одновременно разговаривать, следить за экраном смартфона- читать и отвечать на СМС, наблюдать за новостями и что-нибудь обдумывать! А как они владеют современными IT- технологиями, они же родились чуть ли не со смартфоном в руках !- восхищаются одни.
— Да нынешние недоросли пишут с ошибками, не могут считать без калькулятора, плохо владеют и письменной, и устной речью ! – возмущаются другие…
У сторонников и той , и другой точек зрения найдутся новые аргументы в споре, который ни к чему не приведёт, поэтому предлагаем поразмышлять над результатами опроса самих школьников – об отношении к учёбе, к своей школе.
Школьники: ориентиры и ценности
За прошедший год доля детей, которым нравится учиться в школе,
снизилась, а тех, кому не хватает времени на выполнение домашних заданий
и занятия любимым делом, возросла. Это показал мониторинг «Школьники:
ориентиры и ценности» с участием более 2,5 тыс. школьников от 13 до 18
лет из 84 регионов России. Опрос был проведен Общероссийским народным
фронтом и фондом «Национальные ресурсы образования» в декабре 2018 г.
— Впервые мониторинг по этой теме мы проводили в конце 2017 года, на
старте Десятилетия детства, – рассказала координатор проекта ОНФ «Равные
возможности – детям», заместитель председателя комитета Госдумы РФ по
образованию и науке Любовь Духанина. – Нам важно видеть, как изменения
системы образования и всей инфраструктуры детства сказываются на самих
ребятах. Мы должны быть уверены, что эти новшества работают на
достижение главной цели – роста доступности и качества образования. Мы
сопоставляем итоги опроса не только с прошлогодними результатами, но и с
итогами опросов родителей и учителей. Сейчас, когда стартовал нацпроект
«Образование», нам особенно важно, чувствуют ли подростки, что школа
меняется к лучшему, или нет.
Опрос показал, что за прошлый год с 35 до 28% снизилась доля ребят,
которым нравится учиться в школе, при этом доля подростков, посещающих
школу по принуждению, выросла с 12 до 16%. Школьники считают, что
интересных уроков недостаточно (48%), отсутствуют полезные для будущей
специальности предметы (31%) и увеличивается нагрузка. Уже 65% детей не
хватает времени на выполнение домашнего задания (58% в 2017 г.), а 59%
подростков – на занятия любимым делом (ранее — 50%). Растет и процент
школьников, которых заставляют участвовать в олимпиадах и конкурсах
учителя или родители (с 15 до 19%).
Некоторые ребята признались, что им совершенно не нравится учиться (5%),
другие могут бросить школу, не дождавшись окончания обучения (2%). Дети
призывают предоставить свободу для личных увлечений, уменьшить нагрузку, убрать лишние, по их мнению, предметы в 10-11 классах, снизить объем домашнего задания, поскольку на подготовку к ЕГЭ времени совсем не хватает. Как и в прошлом году, в целом с удовольствием посещают школу
48% детей, нежелание идти на уроки у них возникает достаточно редко.
Учитель интереснее компьютера!
По-прежнему каждый третий подросток чувствует, что ему не хватает
глубоких знаний по предметам, при этом 42% детей убеждены, что повлиять
на развитие их будущей карьеры может именно уровень полученных знаний.
Школьники предлагают изменить систему образования в сторону
профориентации для старшеклассников и развития талантов, преподносить
материал интереснее, основываясь на предпочтениях молодежи. Дети хотят
получать актуальные знания, которые пригодятся им в будущем, например
просят ввести уроки финансовой грамотности.
Учитель в глазах учеников является неотъемлемой частью будущей школы –
только 1,5% юных респондентов считают, что учеба стала бы интересней,
если бы преподавателя полностью заменили компьютерные технологии.
Цифровое обучение приветствуют 47% школьников, но только в том случае,
если будут использоваться современные увлекательные программы, а вторую
половину урока будет интересно вести учитель. Каждый пятый подросток
считает, что компьютер уместен не на всех предметах и не на каждом
уроке, а 7% учащихся полностью отказались бы от компьютера в пользу
занятий с учителем, способным организовать разные формы работы для всего класса. Пятая часть школьников придерживается позиции, что педагогам следует больше внимания уделять тому, как проходят уроки. По мнению 42% школьников, учителя должны пользоваться авторитетом, а в качестве собственных авторитетов каждый десятый подросток назвал кого-то из учителей.
Большая часть детей оценила состояние своей школы как хорошее, требующее мелкого косметического ремонта (41%), 10% уверены, что зданию требуется капитальный ремонт. Три четверти респондентов отметили, что большинство учебных классов находится в хорошем состоянии, но они просят обратить внимание на материальную базу. Им хотелось бы, чтобы учителя показывали все на конкретных примерах. В ходе опроса подростки выражали надежду на то, что их мнение в ходе реализации нацпроекта также будет учтено.
« Сделать школу пространством возможностей»
— По мере реализации нацпроекта требования к школе будут расти. От нее
будут ждать высокого уровня вовлеченности детей в волонтерские проекты,
хороших показателей по просмотру онлайн-уроков, введения «цифры» в
обучение. Важно, чтобы в погоне за показателями эффективности от
проведенных мероприятий не страдали дети. Лучшей в мире никогда не
станет та школа, где учиться неинтересно. Именно поэтому при реализации
нацпроекта «Образование» нам необходимо знать и учитывать мнение
учащихся, чтобы сделать нашу школу более открытой, интересной и гибкой,
сделать ее пространством возможностей. Итоги опроса по уже сложившейся
традиции будут направлены нами в профильные ведомства и во все регионы, – заключила Духанина.
Татьяна БИРЮКОВА ( при подготовке использованы материалы мониторинга ОНФ «Школьники: ориентиры и ценности»)