Опубликовано 24 ноября 2020
12:21

Пусть школа станет интересной

Мониторинг ОНФ: За прошедший год уменьшилась доля детей, которым нравится учиться в школе

 

У взрослых два диаметрально противоположных взгляда на современных школьников.

— Это талантливые дети! Они могут одновременно  разговаривать, следить за экраном смартфона-  читать и отвечать на СМС, наблюдать за новостями и что-нибудь обдумывать! А как они владеют современными IT- технологиями, они же родились чуть ли не со смартфоном в руках !- восхищаются одни.

— Да нынешние недоросли пишут с ошибками, не могут считать без калькулятора, плохо владеют и письменной, и устной речью ! – возмущаются другие…

У сторонников и той , и другой точек зрения найдутся новые аргументы в споре, который ни к чему не приведёт, поэтому предлагаем  поразмышлять над результатами опроса самих школьников – об отношении к учёбе, к своей школе.

 

Школьники: ориентиры и ценности

 

За прошедший год доля детей, которым нравится учиться в школе,

снизилась, а тех, кому не хватает времени на выполнение домашних заданий

и занятия любимым делом, возросла. Это показал мониторинг «Школьники:

ориентиры и ценности» с участием более 2,5 тыс. школьников от 13 до 18

лет из 84 регионов России. Опрос был проведен Общероссийским народным

фронтом и фондом «Национальные ресурсы образования» в декабре 2018 г.

 

— Впервые мониторинг по этой теме мы проводили в конце 2017 года, на

старте Десятилетия детства, – рассказала координатор проекта ОНФ «Равные

возможности – детям», заместитель председателя комитета Госдумы РФ по

образованию и науке Любовь Духанина. – Нам важно видеть, как изменения

системы образования и всей инфраструктуры детства сказываются на самих

ребятах. Мы должны быть уверены, что эти новшества работают на

достижение главной цели – роста доступности и качества образования. Мы

сопоставляем итоги опроса не только с прошлогодними результатами, но и с

итогами опросов родителей и учителей. Сейчас, когда стартовал нацпроект

«Образование», нам особенно важно, чувствуют ли подростки, что школа

меняется к лучшему, или нет.

 

Опрос показал, что за прошлый год с 35 до 28% снизилась доля ребят,

которым нравится учиться в школе, при этом доля подростков, посещающих

школу по принуждению, выросла с 12 до 16%. Школьники считают, что

интересных уроков недостаточно (48%), отсутствуют полезные для будущей

специальности предметы (31%) и увеличивается нагрузка. Уже 65%  детей не

хватает времени на выполнение домашнего задания (58% в 2017 г.), а 59%

подростков – на занятия любимым делом (ранее — 50%). Растет и процент

школьников, которых заставляют участвовать в олимпиадах и конкурсах

учителя или родители (с 15 до 19%).

 

Некоторые ребята признались, что им совершенно не нравится учиться (5%),

другие могут бросить школу, не дождавшись окончания обучения (2%). Дети

призывают предоставить свободу для личных увлечений, уменьшить нагрузку, убрать лишние, по их мнению, предметы в 10-11 классах, снизить объем домашнего задания, поскольку на подготовку к ЕГЭ времени совсем не хватает. Как и в прошлом году, в целом с удовольствием посещают школу

48% детей, нежелание идти на уроки у них возникает достаточно редко.

 

    Учитель интереснее компьютера!

 

По-прежнему каждый третий подросток чувствует, что ему не хватает

глубоких знаний по предметам, при этом 42% детей убеждены, что повлиять

на развитие их будущей карьеры может именно уровень полученных знаний.

Школьники предлагают изменить систему образования в сторону

профориентации для старшеклассников и развития талантов, преподносить

материал интереснее, основываясь на предпочтениях молодежи. Дети хотят

получать актуальные знания, которые пригодятся им в будущем, например

просят ввести уроки финансовой грамотности.

 

Учитель в глазах учеников является неотъемлемой частью будущей школы –

только 1,5% юных респондентов считают, что учеба стала бы интересней,

если бы преподавателя полностью заменили компьютерные технологии.

Цифровое обучение приветствуют 47% школьников, но только в том случае,

если будут использоваться современные увлекательные программы, а вторую

половину урока будет интересно вести учитель. Каждый пятый подросток

считает, что компьютер уместен не на всех предметах и не на каждом

уроке, а 7% учащихся полностью отказались бы от компьютера в пользу

занятий с учителем, способным организовать разные формы работы для всего класса. Пятая часть школьников придерживается позиции, что педагогам следует больше внимания уделять тому, как проходят уроки. По мнению 42% школьников, учителя должны пользоваться авторитетом, а в качестве собственных авторитетов каждый десятый подросток назвал кого-то из учителей.

 

Большая часть детей оценила состояние своей школы как хорошее, требующее мелкого косметического ремонта (41%), 10% уверены, что зданию требуется  капитальный ремонт. Три четверти респондентов отметили, что большинство учебных классов находится в хорошем состоянии, но они просят обратить внимание на материальную базу. Им хотелось бы, чтобы учителя показывали все на конкретных примерах. В ходе опроса подростки выражали надежду на то, что их мнение в ходе реализации нацпроекта также будет учтено.

 

   « Сделать школу пространством возможностей»      

 

— По мере реализации нацпроекта требования к школе будут расти. От нее

будут ждать высокого уровня вовлеченности детей в волонтерские проекты,

хороших показателей по просмотру онлайн-уроков, введения «цифры» в

обучение. Важно, чтобы в погоне за показателями эффективности от

проведенных мероприятий не страдали дети. Лучшей в мире никогда не

станет та школа, где учиться неинтересно. Именно поэтому при реализации

нацпроекта «Образование» нам необходимо знать и учитывать мнение

учащихся, чтобы сделать нашу школу более открытой, интересной и гибкой,

сделать ее пространством возможностей. Итоги опроса по уже сложившейся

традиции будут направлены нами в профильные ведомства и во все регионы, – заключила Духанина.

 

Татьяна БИРЮКОВА ( при подготовке использованы материалы мониторинга ОНФ «Школьники: ориентиры и ценности»)