Влияние университетской среды на развитие городов
Кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии с курсами культурологии, биоэтики и отечественной истории СибГМУ Татьяна Медведева провела исследование, где постаралась ответить на вопросы — нужен ли университет городу, можно ли сказать, что университет является неотъемлемой частью местного сообщества и ключевым элементом культурного пространства города и другие. Результаты исследования опубликованы в статье «Universities and Local Communities: From Past to Future» (Case of Tomsk, Russia) в журнале Сибирского Федерального университета.
В статье Татьяна Александровна проанализировала роль университетов города Томска в местном сообществе и проследила процесс трансформации взаимодействия университетов и томского сообщества с конца ХIХ века до наших дней. Автором проведен подробный анализ форм реализации культурно-просветительской функции университетов и их трансформаций в различные периоды существования советского и российского государства.
Ведущей функцией университетов в процессе взаимодействия с местным сообществом c самого момента их основания была культурно-просветительская функция — ученые играли ведущую роль в организации и функционировании научных, инженерных, культурно-просветительских обществ, вносили вклад в совершенствование системы образования.
В свою очередь участие местного сообщества в становлении и развитии университетов заключалось, прежде всего, в материальной и финансовой помощи: богатые томские купцы внесли значительные пожертвования на строительство университетских зданий, а состоятельные горожане учредили частные стипендии для студентов.
– Несмотря на то, что университеты, прежде всего, продолжают сохранять свою исторически сложившуюся культурно-образовательную функцию, сегодня этого недостаточно. Они должны быть не только трансляторами знаний, но и занимать более активную позицию в системе социальных связей сообществ, к которым они принадлежат, – отмечает Татьяна Медведева, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии с курсами культурологии, биоэтики и отечественной истории СибГМУ.
В рамках исследования была описана новая функция университета – социально-преобразующая, сущность которой проявляется в том, что университет и его представители становятся драйверами изменений в обществе. Университеты помогают местным сообществам в их самоидентификации, формулировании своих ключевых интересов, отстаивании своих прав, что в конечном итоге приводит к формированию общества, в котором человек хочет жить.