Опубликовано 13 ноября 2020
10:51

Робот – помощник учителя? И это не фантастика!

ТУСУР участвует в создании интеллекта робота-тьютора для масштабного использования в школах

 Разработчики Томского университета систем управления и радиоэлектроники и НЦ «Полюс» создадут программный комплекс для социального робота с использованием нейронных сетей, системы сбора и анализа оценочной информации, облачных технологий.

Проект направлен на создание программно-аппаратного комплекса, который становится новым элементом современной цифровой школы: инструментом и средством обучения для старшеклассников, источником информации, организатором и наставником для младших классов и помощником для учителя. Компания НЦ «Полюс» стала победителем конкурса «Развитие-НТИ» Фонда содействия инновациям. Размер гранта – 20 миллионов рублей.

Разработчики приступили к созданию масштабного комплекса ПО для робота, благодаря которому он сможет проводить интерактивные лекции и игры, индивидуальные тестирования и консультации учащихся с распознаванием лиц, помогать учителям обрабатывать большое количество ответов, обучать дошкольников и учащихся младших классов устному счёту, знакам дорожного движения, таблице умножения. Особая методика предусмотрена при разучивании стихов, в том числе с движениями, когда робот демонстрирует стих собственными движениями рук, головы и торса, что позволяет лучше запоминать текст маленьким детям, а также реализовать терапевтические функции для детей с аутизмом или синдромом дефицита внимания, тренируя навыки внимания, умения сосредоточиться на выполняемой задаче.

Кроме того, разрабатывается специальное ПО, с помощью которого школьники старших классов и студенты смогут обучаться базовым способам управления роботом и создавать для него собственные приложения.

В ходе выполнения проекта пройдёт апробация разработанных программных средств в ряде общеобразовательных учреждений, в том числе на базе новой томской школы «Перспектива», для разных возрастных групп учащихся: в начальной, средней и старшей школе.

— Создание этого нового элемента цифровой среды образовательной организации будет способствовать формированию инженерных навыков и обеспечивать преемственность развития ключевых компетенций в области образовательной робототехники у обучающихся, от дошкольного возраста до студенческого, – убеждён руководитель лаборатории робототехники и искусственного интеллекта ТУСУРа Евгений Шандаров.

Он подчеркнул, что ТУСУР в области социальной робототехники ведёт работы, начиная с 2011 года. Накопленные университетом компетенции в области технического зрения и технологии распознавания голоса, а также разработанная НЦ «Полюс» платформа для «виртуальной школы» «Мобитест» и интерактивные курсы по образовательной робототехнике для школьников легли в основу задела коллектива разработчиков при подготовке заявки на конкурс.

Проект «Разработка нейросетевых алгоритмов интеллектуальной робототехнической системы поддержки, обучения и развития ребёнка» компании НЦ «Полюс» стал одним из шести проектов – победителей четвёртой очереди конкурсного отбора по программе «Развитие-НТИ» проводимой Фондом содействия инновациям, рекомендованных к финансированию по дорожной карте «Нейронет НТИ».

В рамках проекта предполагается создание инновационных продуктов, позволяющих преодолеть технологический барьер НТИ (Национальной технологический инициативы): «Технологии обучения основам робототехники, работе с нейросетевыми алгоритмами и нейротехнологиями». Преодоление технологического барьера станет возможным, по мнению разработчиков, благодаря реализации индивидуальной работы робота с ребёнком, что не всегда возможно для учителя в классе.

ТУСУР и НЦ «Полюс» являются участниками кластера SMART Technologies Tomsk.

 

Наталья РАХМАНИНА

Фото пресс-службы ТУСУРа